Ахмат-Хаджи – величайший политик, мыслитель, человек, пожертвовавший своей жизнью на пути к процветанию и спокойствию своего народа
Марьям Алиева
Первый Президент Чеченской Республики, Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров отдал свою жизнь ради будущего своего народа. Можно бесконечно говорить о доблести, мужестве, героизме, проявленных Ахматом-Хаджи в смутные для республики времена. Его деяния и поступки есть и всегда будут в сердце каждого чеченца.
В канун 72-й годовщины со дня рождения Первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова мы решили еще раз вспомнить о его подвиге и рассказать о нем поподробнее. А кто это сделает лучше, чем тот, кто лично был с ним знаком и сопровождал его на протяжении всего жизненного пути? Мы пообщались с двоюродным братом Ахмата-Хаджи Кадырова, председателем Совета алимов Чеченской Республики и республик Северного Кавказа Хож-Ахмедом Кадыровым.
Как мы знаем, Ахмат-Хаджи Кадыров был известным во всем мире богословом и религиозным проповедником. А каким Вы его запомнили в юном возрасте? Расскажите о чертах его характера.
Мы с Ахматом-Хаджи росли в одном доме, наши отцы – родные братья. Я на 10 лет старше его, поэтому мог наблюдать период его взросления. Еще ребенком Ахмат-Хаджи отличался от других своим поведением и интересами, был очень послушным, его никогда нельзя было застать за обычными детскими шалостями – беспричинными ссорами, лазанием по соседским деревьям или походами в кино. Напротив, даже в таком юном возрасте он объяснял ребятам, что такое поведение неправильно и греховно. Сам же он проводил очень много времени подробно изучая нашу религию – ислам. Также в нашей семье абсолютно все, будь то девочка или мальчик, начиная с 7 лет, строго своевременно исполняют намаз – такого же правила придерживался и Ахмат-Хаджи. Еще с детства ему важно было сказать правду, какой бы горькой она ни была – этого правила он придерживался на протяжении всей жизни. Он считал правду своим главным оружием, поэтому старался не потерять в себе это качество и вел дружбу только с честными людьми.
В возрасте 6 лет Ахмат впервые прочитал Коран, в чем ему помог мой отец. В то время не было медресе, и религия была под запретом, но, несмотря на это, в нашей семье были богословы в семи поколениях. Наш дедушка был известным в республике богословом, а прадед Ильяс покинул Чечню вместе с Кунта-Хаджи Кишиевым, смерть его настигла в тюрьме, поэтому сам Кунта-Хаджи вместе с братом предали его тело земле. Благодаря такой родословной и правильному воспитанию Ахмат-Хаджи с самого детства особенно трепетно относился к Корану.
По воле Всевышнего в 1980 году в нашу семью пришло радостное известие. Имам Гудермесской мечети Абдурашид-Хаджи Абубакаров, который являлся нашим родственником, сообщил о том, что государство выделило одно место в среднее учебное заведение города Бухары Мир-Араб.
Он знал о нашем отношении к религии, поэтому незамедлительно предложил это место Ахмату-Хаджи. В этом заведении он должен был проучиться 7 лет, но, благодаря знаниям, полученным в детстве, его выпустили уже через 2 года – все ученики начинали обучение с алфавита, а Ахмат-Хаджи уже свободно читал и писал. Лучших учеников-отличников в то время отправляли в Исламский институт города Ташкента, куда и был отправлен Ахмат-Хаджи. После 4 лет обучения он приехал домой и устроился работать помощником имама в Гудермесе.
После окончания военных событий, когда Ахмат-Хаджи решил встать на защиту своего народа, как к этому отнеслись его ближайшие родственники?
В последний раз, когда Президент России Владимир Путин собирал муфтиев СКФО, он с глазу на глаз поговорил с Ахматом-Хаджи и спросил, сможет ли он возглавить Чеченскую Республику, справится ли он? Ахмат-Хаджи ответил, что, какой бы тяжелой ни была эта ноша, кто-то должен её на себя взвалить, и с помощью Всевышнего он справится.
После его приезда домой у нас состоялся семейный совет, на котором присутствовали все мужчины нашего рода. Там я сказал ему: «Ахмат, сейчас такое время, что нельзя доверять никому, даже у двух братьев мнение может расходиться. Мы находимся между двух огней, справишься ли ты?». Это, действительно, было такое время, когда нас, чеченцев, объявили врагами России, а террористы считали наше вероисповедание неправильным и пытались навязать своё. Он ответил мне, что всегда прислушивался к моему мнению, и знает, что берет на себя большую ответственность. Он понимал, что опасность может настигнуть его с обеих сторон, но кто-то и вправду должен был это сделать. «Как бы тяжело ни было, это испытание, и, если вы позволите, я пойду на это», – сказал он мне.
На этом семейном собрании присутствовала вся наша семья, но, тем не менее, слово дали мне, как человеку со светским образованием и большим опытом общения с людьми. После обоснованного разговора Ахмат-Хаджи убедил меня. Я ему сказал, что мы все его помощники и будем поддерживать его во всех делах.
Как Вы говорите, Вы были близки с Ахматом-Хаджи. Делился ли он с Вами своими секретами и переживаниями?
В то время в Чеченской Республике собралось огромное количество террористов-ваххабитов, скрывающихся под личиной святош и ратующих за свободу республики. Они сделали из этого места плацдарм для разрушения Советского Союза. Поскольку я имел светское и духовное образование, старался разъяснить Ахмату-Хаджи всю пагубность этого пути. Этот путь привёл бы наш народ только к беспросветному тупику, как в религии, так и в естественном образе жизни человека. По этому поводу у нас были даже небольшие споры и бурные обсуждения, но в итоге он всегда прислушивался ко мне, поскольку я старше и мой жизненный путь длиннее.
Вы, наверное, заметили, что все высокопоставленные чиновники страны, приезжая в республику, обязательно посещают могилу Ахмата-Хаджи. Во время встреч, когда я разговариваю с гостями, ни один из присутствующих никогда меня не перебивает, показывая тем самым менталитет нашего народа, уважение к старшему – гостей это восхищает. На одной из встреч заместитель Председателя Правительства Дмитрий Козак сказал мне, что иногда в своих выступлениях цитирует меня, при этом извиняясь передо мной. Я ответил, что я, наоборот, горд тем, что такие виднейшие политики цитируют мои высказывания. Таким образом, российские политики видели поддержку Ахмата-Хаджи со стороны семьи и уважали его ещё больше, поскольку видели уважение по отношению друг к другу внутри нашей семьи.
В жизни Ахмата-Хаджи было много судьбоносных эпизодов, которые вошли в историю нашего народа. Какие моменты Вы запомнили больше всего?
Эпизодов, действительно, было очень много. Больше всего мне запомнились его выступления на федеральном телевидении в передаче «Взгляд». Эта телепередача шла в прямом эфире. Журналисты задавали ему очень много провокационных вопросов, но на каждый из них он находил достойный ответ, ни в чем не уступая и не прогибаясь перед собравшимися. На тот момент Ахмат-Хаджи только начинал свою политическую деятельность и даже среди нашего народа были те, кто в него не верил. Но после его ярких и захватывающих выступлений каждый человек, даже тот, кто был в оппозиции, признал его лидером чеченского народа. Он доказал, что охраняет и будет охранять честь и достоинство всей нации. «Я горжусь своим народом», – эти слова покорили сердце каждого чеченца. После этой передачи к нему начали приходить толпы людей с извинениями за то, что не сразу в него поверили, уверяя, что теперь они полностью его поддерживают.
Ещё одним моментом, отложившимся у меня в памяти, стало само назначение Владимиром Путиным Ахмата-Хаджи Кадырова. Предложив ему возглавить республику, Президент России, как дальновидный политик, сделал три важных для нашего народа шага: 1. Назначив чеченца во главе республики, он показал, что Россия воюет не с чеченским народом, а с терроризмом; 2. Назначив главой республики муфтия, он показал, что война идет не с исламом; 3. Имея в запасе людей с опытом, которые легко смогли бы возглавить Чечню, он увидел в Ахмате-Хаджи ту жилку, благодаря которой сделал выбор в его пользу. Эти три моих собственных наблюдения я озвучил на исламской конференции в Москве. Я сказал, что благодаря этим трем примерам, и Путин, и чеченский народ приняли Ахмата-Хаджи.
Среди нас его уже нет, и осознавая этот факт, говорить о нем особенно тяжело, но мы должны знать, что Ахмат-Хаджи остается среди нас, потому что все, что нас окружает – это его заслуга. Когда Путин предложил ему подписать документ, определяющий дальнейшую судьбу Чеченской Республики в составе России, Ахмат-Хаджи сказал, что сначала ему надо спросить мнение своего народа, и если люди на референдуме одобрят, то он подпишет этот документ. Именно поэтому мы оказались на равных правах со всеми регионами Российской Федерации. Путь, проложенный Ахматом-Хаджи, стал широкой столбовой дорогой для его сына – Рамзана Ахматовича, который с достоинством его продолжает.
Наша газета рассчитана на подрастающее поколение. Что Вы можете пожелать молодым людям нашей республики?
Я желаю им никогда не забывать о вчерашнем дне. Родители должны напоминать своим детям о событиях, произошедших с нашим народом, чтобы молодые люди чтили и помнили подвиги своих предков. В нашей семье погибло 20 человек на этой войне, и такие потери были в каждой семье. Эти люди, не жалея сил, рисковали собой ради будущего своего народа. Наша молодежь не должна забывать такие поступки. Посмотрите на фотографии старого Грозного, который был разрушен похуже Сталинграда и Берлина, и посмотрите на нынешний. Обратите внимание на наши дороги, мосты, больницы, высшие учебные заведения – откройте широко свои глаза. Ищите счастье в своей малой Родине, трудитесь во благо ее и своего народа. Даже я, будучи уже старым, продолжаю работать на добровольных началах для того, чтобы вы узнали это чувство свободы и спокойствия, и сохранили его для будущих поколений.
В этом году исполнилось 19 лет со дня гибели величайшего политика, мыслителя, человека, пожертвовавшего своей жизнью на пути к процветанию и спокойствию своего народа. Ахмат-Хаджи Кадыров был не только видным политическим и духовным деятелем, он был для каждого чеченца отцом и братом. До момента своей гибели Первый Президент Чеченской Республики беззаветно служил своему народу, отстаивая его честь, традиции и духовные ценности. Мы не сомневаемся в том, что человек, проживший и отдавший свою жизнь ради других, навсегда останется в народной памяти.