В начале ХХ века общественная и политическая ситуация в ряде стран имела значительные различия. Если Европа только-только отходила от Первой мировой войны и переживала различные революционные восстания, то жизнь за океаном протекала достаточно спокойно.
В 20-е годы новостные полосы американских газет то и дело пестрили историями о внезапно разбогатевших выходцах из рабочего класса – так называемой «американской мечте». В 1925 году Теодор Драйзер, прославившийся к тому времени своими романами «Сестра Керри» и «Финансист», пишет свое очередное великое произведение «Американская трагедия».
Роман Драйзера относится к тем редким книгам, которые неподвластны времени, поскольку поколения сменяются, а проблемы и нравы общества остаются неизменны, причем независимо от стран и континентов. «Американская трагедия» – это история жизни и трагедии Клайда Гриффитса, обычного американского юноши, паренька бедного и слабого характером, зато честолюбивого и обаятельного. История о том, как жажда лучшей жизни может привести человека к катастрофе. История стара как мир, которая, к несчастью, будет повторяться снова и снова с такими же Клайдами, а сменяться будет лишь эпоха.
На первый взгляд «Американская трагедия» кажется обманчиво простой. Написанная лёгким, приятным и простым для восприятия языком, книга, казалось бы, бесхитростно оставляет свои идеи на поверхности. Но только на первый взгляд. Если копнуть чуть глубже, то на читателя тут же ворохом посыпятся вопросы гораздо более сложные и противоречивые.
Воспитание. Религия. Политика. Судебная система. Справедливость. Любовь. Семья. Каждый найдёт что-то своё. Драйзер же лихо подкидывает так много тем для размышлений, что к концу книги от них даже несколько устаёшь. Да, не «Преступление и наказание» (хотя параллели неизбежны), но, тем не менее, своей насыщенностью и многогранностью книга удивляет и восхищает. Как и то, как просто и элегантно автор умеет всё это преподносить.
Преступления чаще совершаются из необходимости, а не по маниакальному желанию лишить жизни себе подобного. Мораль заставляет осуждать Клайда, но сердцем и умом стараешься понять и принять его мотивы. Он с юности вёл себя не по чести, история с автомобилем показывает это. Пусть рядом с героем были и другие личности, но они второстепенны, на главной сцене Клайд. Роберта – невинное дитя, нерасполагающая знаниями о последствиях дружбы с противоположным полом. Следователь Хейт – настоящий профессионал и Клайд попадает в его ловушку. Смертный приговор – меньшее из зол в конкретном случае. Если бы Клайду удалось избежать справедливого суда, неизвестно, во скольких преступных действиях он бы ещё поучаствовал.
Подобная «американская» трагедия может случиться не только в Америке, но и повсеместно. Порой писателей вдохновляют на творчество страшные вещи. Эта книга тому пример.
Линда Солтагираева